Наши дети от рождения до наших дней

Воспитание детей в семье

Средства педагогического воздействия

В самой общей форме средства педагогического воздействия разделяются на убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Не существует воспитательных средств, пригодных для всех случаев жизни. Любое воспитательное средство может быть хорошим или плохим в зависимости от конкретных условий.

Каждое из этих средств пригодно лишь в определённой системе воспитания. Вот почему родители и воспитатели обязаны серьёзно продумывать, какие воспитательные воздействия они могут применить в каждом конкретном случае.

Дети младшего возраста отличаются большим послушанием, и всякое внушение взрослых, в особенности родителей и воспитателей, принимают обычно беспрекословно.

Становясь постарше и претендуя на некоторую самостоятельность, они оказывают иногда сопротивление приказу родителей. В таких случаях целесообразно применить убеждение, разъяснить ребёнку, почему он должен поступить так, как ему предлагают.

Если же убеждение не помогает, необходимо применить принуждение, т. е. заставить ребёнка поступить так, как нужно.

Хорошее поведение ребёнка надо поощрять лучше всего одобрением поступка, похвалой. Дурные поступки следует предупреждать, но в случае упорного непослушания можно применить наказание. Можно избрать разные формы наказания за дурное поведение ребёнка: лишить его лакомства, денег на покупку билета в кино, воздержаться от подарка или отменить обещанную совместную прогулку за город и т. д.

К мерам физического воздействия прибегать нельзя; следует помнить, что дети весьма чувствительны не столько к физической боли, сколько к оскорблению их личного достоинства. У подростков применение физического наказания иногда ведёт к полному разрыву отношений с родителями.

Немалые огорчения доставляют родителям капризы ребёнка, когда он по ничтожному поводу или, казалось бы, без всякого повода начинает плакать, кричать, падает на пол, топает ногами. Попытки успокоить его не достигают цели.

Между тем капризы детей небеспричинны. Иногда капризы являются следствием заболевания ребёнка. Ему «неможется», его знобит, у него повышается температура. Это незаметно для окружающих, но каприз в таких случаях у обычно спокойного ребёнка - признак начинающейся болезни.

В другом случае ребёнок капризничает, если он недостаточно спал или же его забыли вовремя накормить. Стоит исправить эту ошибку, и он успокоится.

Нередко бывает и так - мать уговаривает ребёнка поесть, а он упорно отказывается. Уговоры сменяются упрашиваниями, обещаниями различных подарков и развлечений, и всё же упрямство ребёнка не удаётся сломить. В подобных случаях следует перестать уговаривать ребёнка и унести еду.

Часто капризы ребёнка являются следствием неправильного воспитания: избалованный ребёнок привыкает к тому, что все его прихоти беспрекословно выполняются. Для преодоления детских капризов можно рекомендовать следующие приёмы: отвлечение ребёнка от того, что стало причиной каприза, и переключение его внимания на другое занятие; спокойное игнорирование каприза; в некоторых случаях полезен метод «естественных последствий» (обжёгся о горячий чайник, остался голодным и т. д.).

В самом раннем возрасте ребёнок - только объект воспитания, но когда он впервые настоит на том, что он сам что-то сделает, это будет признаком зарождающейся в нём самостоятельности.

В первые годы жизни она крайне невелика, но её нужно поддерживать и развивать, помогая ребёнку самостоятельно решать несложные жизненные задачи.

Перед подростком можно ставить такие задачи, которые он должен решать сам. Это относится и к исправлению дурных черт характера, преодолению скверных привычек, и к совершению благородных поступков.

Важнейшим условием успеха воспитания в семье является вдумчивый индивидуальный подход к детям. Дети отличаются друг от друга по своей телесной конституции, темпераменту, природным задаткам, требующим индивидуальных коррективов в воспитательном подходе.

Например, ребёнка медлительного, флегматичного надо приучать к более быстрым реакциям, у ребёнка подвижного, быстрого надо терпеливо вырабатывать навыки сдерживания, торможения.

На одних детей лучше действует строгий подход, на других - ласка, убеждение.

Чтобы найти правильный индивидуальный подход, родители должны пристально изучать своих детей и на практике определять, какие методы и приёмы лучше действуют на них. Пренебрежение индивидуальным подходом к ребёнку приводит к дефектам в его умственном, физическом, нравственном развитии и вызывает необходимость его перевоспитания.

Особую ответственность налагает на родителей воспитание единственного ребёнка, а также неродных, усыновлённых детей.

Искусством воспитания родители овладевают не сразу, а только в процессе накопления опыта и приобретения педагогических знаний.

Многие ошибки и просчёты в воспитании детей допускаются отнюдь не по злой воле родителей, не из-за отсутствия у них чувства долга, а вследствие педагогической неграмотности, отсутствия элементарных сведений из области физиологии, психологии, педагогики.

Между тем, чтобы успешно воспитывать детей, надо знать особенности детской психологии. В печати публикуются разнообразные статьи но отдельным проблемам семейного воспитания. Издательства выпускают специальные педагогические библиотечки в помощь семье.

Литература:

Макаренко А., Книга для родителей. Лекции о воспитании детей. Выступления по вопросам семейного воспитания, Сочинения, т. 4;

Лебедева В. А. и Митюшкина Л. П., Первый раз в первый класс;

Печерникова И. А., Подростки. Педагогическая повесть; её же, Воспитание послушания и трудолюбия у детей в семье;

Маркова Т. А., Приучайте маленьких детей к домашнему труду;

Строева А. С, Дети, кино и телевидение;

Наумов Б. И., Поощрение и наказание в семье;

Житомирова Н. Н., Детское чтение в семье;

Эстетическое воспитание в семье. Сборник статей;

Школа, семья и общественность;

Резников А. и Крестинский А., О трудных детях;

Асатурова К., Письма родителям;

Пинт А., Это вам, родители;

Краевский Б., Школа - двор - квартира;

Григорян Л., Дети и родители;

Перуанская В., Дети вырастают незаметно;

Овчинникова И. и Сивашинский И., Как помочь детям учиться;

Макарова Н., Высокая должность - отец!;

Левшин Л., Дайте педагогический совет;

Верб Л. Я., Особенности воспитания детей и подростков в переходном возрасте;

В семье растут дети. (Сборник статей);

Первый ребенок в семье

Яковлев В. Г., Физическое воспитание детей в семье;

Поговорим о наших детях. Сборник бесед, рассказов и очерков;

Семейное воспитание. Словарь для родителей;

Аллахвердова Н.Г., Соловейчик С. Л., Трудный возраст;

Корчак Я., Как любить детей, перевод с польского;

Коссаковская Е. А., Ребенку купили игрушку;

Лучич М., Прогулка с детьми в природу;

Островная Л. Ф., Если ребенок капризничает; её же, Надо ли наказывать детей;

От ноля до семи. Сборник статей.


Воспитание детей в семье

Родители первые воспитатели детей: Подробнее ...

Помощь детям в учебе Подробнее ...

  • — Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий Подробнее ...
  • — Помощь детям в выполнении домашних заданий Подробнее ...
  • — Воспитание у детей чувства ответственности за учебу Подробнее ...

Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников Подробнее ...

Физическое воспитание детей Подробнее ...

Художественное воспитание детей Подробнее ...

Культура поведения детей Подробнее ...

Организация внеклассного чтения Подробнее ...

Правильная организация досуга детей Подробнее ...

Содружество школы и семьи в воспитании детей Подробнее ...

Журнал «Здоровье»

Здоровье

Резус положительные. Резус отрицательные

«Анализы показали, что у меня в крови есть резус-фактор. Скажите, это опасно для ребенка?» — в глазах беременной женщины застыли тревога и ожидание.

Нет, совсем неопасно. Напротив, это прекрасно! Ибо в данном случае никогда, никогда не возникнет резус-конфликт между матерью и тем, кого она носит под сердцем.

Другое дело, когда в крови женщины нет резус-фактора, а в крови ее будущего ребенка он есть. Вот тогда положение осложняется. Почему? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что резус-фактор — это один из белков крови (о некоторых из них — А и В — было рассказано в статье «Родная кровь» в «Здоровье» № 5 за 1991 год). И открыл его в 1940 году тот же Карл Ландштейнер, которому четырьмя десятилетиями раньше удалось блестяще разделить кровь всего человечества на четыре основные группы. Подробнее >>>

Проблемы генетики — проблемы жизни