|
Воспитание детей в семье
Подростковый возраст (12-15 лет)
Подростковый возраст (12—15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.
В этом возрасте в организме ребёнка происходит значительная перестройка, связанная главным образом с началом деятельности половых желёз.
Под влиянием деятельности этих желёз и изменений в деятельности других желёз внутренней секреции происходит интенсивный рост костной и мышечной систем; рост внутренних органов несколько отстаёт.
Неравномерность в развитии скелетной мускулатуры и внутренних органов проявляется в небольших нарушениях кровообращения. Поэтому подростки иногда испытывают головокружения, у некоторых наблюдается похолодание и даже небольшая синюшность конечностей, что через известное время проходит.
В этом возрасте появляются и вторичные половые признаки - у девочек раньше, у мальчиков позже. У девочек начинаются регулярные месячные циклы (см. статью Менструация).
У мальчиков отмечается появление ночных непроизвольных извержений семени (поллюции), сопровождающихся беспокойными сновидениями.
Если подростки вовремя не подготовлены к таким явлениям своими родителями или же врачом, то эти естественные процессы часто переживаются ими очень тяжело; нередко подростки ищут выхода в искусственном освобождении себя от полового напряжения - онанизме.
Вот почему так важно, чтобы мать заранее подготовила дочь к соблюдению некоторых гигиенических правил, а отец предупредил сына о том, что происходит при наступлении половой зрелости.
Отец должен умело, незаметно переключить внимание сына от половых переживаний в сферу занятий в спортивных секциях, в научных, технических и художественных кружках.
В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.
Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.
Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение (негативизм).
Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.
Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.
Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.
Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.
Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.
Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.
Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.
Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.
Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.
Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.
Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.
Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.
В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.
Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.
- Воспитание в самый ранний период (до 2 лет)
- Воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте (2-7 лет)
- Воспитание в младшем школьном возрасте (7-11лет)
- Воспитание в подростковом возрасте (12-15 лет)
- Воспитание в ранней юности (15-17 лет)
- Нравственное воспитание
- Воспитание эстетического поведения
- Средства педагогического воздействия
Воспитание детей в семье
Родители первые воспитатели детей: Подробнее ...
- — Воспитание у детей высоких моральных качеств Подробнее ...
- — Пример и авторитет старших Подробнее ...
- — Труд — основа воспитания Подробнее ...
- — Приучение детей Подробнее ...
- — Поощрение и наказание детей Подробнее ...
- — Требовательность к детям и контроль за их поведением Подробнее ...
- — Учет возрастных особенностей детей Подробнее ...
Помощь детям в учебе Подробнее ...
- — Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий Подробнее ...
- — Помощь детям в выполнении домашних заданий Подробнее ...
- — Воспитание у детей чувства ответственности за учебу Подробнее ...
Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников Подробнее ...
Физическое воспитание детей Подробнее ...
- — Занятия спортом Подробнее ...
- — Режим детей Подробнее ...
- — Туристские походы и прогулки Подробнее ...
- — Соблюдение правил санитарии и гигиены Подробнее ...
Художественное воспитание детей Подробнее ...
Культура поведения детей Подробнее ...
Организация внеклассного чтения Подробнее ...
Правильная организация досуга детей Подробнее ...
Содружество школы и семьи в воспитании детей Подробнее ...
Журнал «Здоровье»
Резус положительные. Резус отрицательные
«Анализы показали, что у меня в крови есть резус-фактор. Скажите, это опасно для ребенка?» — в глазах беременной женщины застыли тревога и ожидание.
Нет, совсем неопасно. Напротив, это прекрасно! Ибо в данном случае никогда, никогда не возникнет резус-конфликт между матерью и тем, кого она носит под сердцем.
Другое дело, когда в крови женщины нет резус-фактора, а в крови ее будущего ребенка он есть. Вот тогда положение осложняется. Почему? Попробуем разобраться.
Начнем с того, что резус-фактор — это один из белков крови (о некоторых из них — А и В — было рассказано в статье «Родная кровь» в «Здоровье» № 5 за 1991 год). И открыл его в 1940 году тот же Карл Ландштейнер, которому четырьмя десятилетиями раньше удалось блестяще разделить кровь всего человечества на четыре основные группы. Подробнее >>>
Проблемы генетики — проблемы жизни
- Резус - положительные, отрицательные
- Как наследуется резус-фактор?
- Четыре совета женщинам с резус-отрицательной кровью
- Как наследуется группа крови?
- Откуда дети берутся?
- Хотите иметь здорового ребенка?
- Из одной - великое множество
- Мальчик? Девочка?
- Игра в ... гены
- Родная кровь
- Генетические опечатки
- Царская болезнь
- Неподкупный свидетель
- Начало начал Человек родился!
- Никигда он не растет так быстро. Жизнь до рождения
- В добрый час Жизнь до рождения
- Родственные браки