Наши дети от рождения до наших дней

Воспитание детей в семье

Преддошкольный и школьный период жизни (2-7 лет)

В преддошкольном и дошкольном возрастах (от 2 до 7 лет) у ребёнка проявляются значительные возможности умственного развития, если воспитатели уделяют этому достаточно внимания.

Трёхлетний ребёнок уже непрестанно задаёт родителям и окружающим его взрослым вопросы «почему?», «зачем?», «что это?».

Его интересует всё происходящее в окружающем мире, и каждый ответ на его вопрос порождает новый вопрос.

Иногда взрослые устают от этих бесконечных вопросов ребёнка и обрывают его либо фразой «вырастешь - узнаешь», либо более грубым - «отстань», чем обижают малыша и ограничивают развитие такого положительного качества, как любознательность.

Как ценное пособие по умственному воспитанию детей этого возраста родители могут с успехом использовать книгу Б. Житкова «Что я видел».

Уже в этом раннем возрасте следует начинать воспитание эстетического вкуса детей, обращая их внимание на красоту природы, знакомя с доступными пониманию малышей произведениями искусства - стихами, песнями, картинами, скульптурами.

Особенно важно с малых лет прививать ребёнку любовь к труду. Конечно, в раннем возрасте труд доступен ребёнку лишь в самых простейших формах.

Так, двухлетний малыш охотно выполняет некоторые поручения, например, подаёт членам семьи ложку, тарелку, щётку и др. предметы.

С неменьшей охотой он будет помогать матери в уборке комнаты или же своего детского уголка (см.), а становясь постарше, начнёт выполнять и другие посильные обязанности, установленные взрослыми.

Грубейшую ошибку совершают родители, которые старательно отстраняют ребёнка от простейших видов труда под тем предлогом, что ребёнок ещё маленький и ему нужно лишь резвиться и играть.

Ребёнок должен уже с малых лет приучаться к тому, чтобы приносить носильную пользу окружающим своей помощью в несложных хозяйственных делах.

Воспитание в труде, помимо большого морального влияния на формирующуюся личность ребёнка, положительно воздействует на развитие его физических и умственных способностей, так как любые способности развиваются только в процессе деятельности.

Привыкнув с раннего детства к трудовым усилиям в домашней обстановке, ребёнок приобретает ту самостоятельность, которая ему особенно пригодится в школьном возрасте.

Всякое трудовое усилие содействует развитию и укреплению внимания и волн, воображения и сообразительности, столь важных при овладении школьными учебными предметами.

Большое значение имеет воспитание у ребёнка умения жить в коллективе. Необходимо прививать ему чувство товарищества к своим сверстникам, любовь и уважение к близким людям, вырабатывать у него необходимые нормы поведения, разъяснять в понятной форме разницу между хорошими и плохими поступками.

Семья представляет собой маленький первичный коллектив, живущий общими интересами.

В раннем детстве ребёнок получает всё необходимое для своего существования и развития, а также лакомства, игрушки и подарки как выражение любви родителей и близких людей.

Если ребёнок слишком долго остаётся в центре внимания семьи и привыкает только получать всё от окружающих, ничего не отдавая взамен, у него легко могут развиться черты эгоиста, с присущим людям такого типа потребительским подходом к жизни.

Вот почему так важно с малых лет воспитывать в ребёнке способность делиться с окружающими тем, что было предназначено ему, готовность отвечать на внимание и заботу такими же действиями.

Особенно важно ввести ребёнка в детский коллектив (ясли, детский сад или другую группу сверстников). В детском коллективе успешнее воспитываются чувства товарищества и дружбы.

Такие же чувства развиваются у ребёнка и в семье, где имеется несколько детей. Чувства братской и сестринской любви и заботы друг о друге, естественные в условиях семьи впоследствии распространяются на товарищей, друзей по учению и работе.

Необходимость воспитания важнейших нравственных качеств с самого раннего детства объясняется физиологическими и психологическими особенностями детей преддошкольного и дошкольного возрастов.

Маленькие дети отличаются большой впечатлительностью, эмоциональной возбудимостью и подвижностью, они легко радуются и огорчаются (лишь в старшем дошкольном возрасте у них появляется умение управлять своим поведением).

Мозг детей в этом возрасте отличается большой пластичностью, т. е. способностью к удержанию многих впечатлений и получаемых знаний, в том числе и к усвоению необходимых правил поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Однако эта особенность мозга способствует усвоению не только положительных, но и отрицательных качеств.

Очень важно, воспитывая в ребёнке положительные черты, одновременно вырабатывать у него стойкое сопротивление всему дурному. «То, что посеяно в детские души в эти ранние годы, позже взойдёт либо пышными цветами, либо буйными сорняками», - подчёркивал замечательный русский педагог К. Д. УШИНСКИЙ.

Поэтому необходимо продумывать каждый момент в воспитании маленьких детей в семье и согласовывать свои воспитательные методы с педагогами детских яслей или детского сада, если ребёнок посещает их.


Воспитание детей в семье

Родители первые воспитатели детей: Подробнее ...

Помощь детям в учебе Подробнее ...

  • — Создание нормальных условий для выполнения домашних заданий Подробнее ...
  • — Помощь детям в выполнении домашних заданий Подробнее ...
  • — Воспитание у детей чувства ответственности за учебу Подробнее ...

Политехническое обучение и трудовое воспитание школьников Подробнее ...

Физическое воспитание детей Подробнее ...

Художественное воспитание детей Подробнее ...

Культура поведения детей Подробнее ...

Организация внеклассного чтения Подробнее ...

Правильная организация досуга детей Подробнее ...

Содружество школы и семьи в воспитании детей Подробнее ...