Наши дети от рождения до наших дней

Игрушка

Игрушки-самоделки

И грушки-самоделки (изготовленные взрослыми для игр детей и самими детьми - самостоятельно или с помощью старших) наряду с рисованием, лепкой, конструированием, моделированием прививают детям любовь к труду, развивают самодеятельность, творческую фантазию, техническое мышление, художественный вкус.

Детские игрушки

Создавая самодельные игрушки, дети знакомятся с различными материалами (их свойствами и способами обработки) и инструментами, приобретают навыки работы с ними.

Игрушки-самоделки дети начинают создавать с 2-3 лет. Некоторые из них очень просты: бумажные гармошки, песочные «пирожки», «куличики», «домики».

Игрушки-самоделки детей 4-6 лет многообразнее и сложнее: вырезанные и склеенные из бумаги лодочки, вертушки, летающие «голуби», ёлочные украшения.

Старшие дошкольники и младшие школьники для своих игр делают из бумаги и картона шапки, шлемы, часы, кукольную одежду и мебель, различные объёмные формы, которые легко превратить в домашний телевизор, почтовый ящик и др.

Дети лепят из глины фигурки людей и животных, иногда раскрашивают их; замораживая в формочках цветную воду, делают украшения для ёлки во дворе; из рябины, ракушек, желудей - бусы, из цветов - венки, из трав, цветов, репейника, скорлупы яиц и орехов, сосновой коры - фигурки кукол, животных; из веток и прутьев - луки, стрелы, свистки, шпаги, корзинки; «шьют» платья из листьев и др.

Немало игрушек можно сделать из бытовых и производственных отходов. Картонные коробки превращаются в кукольные квартиры, кузова для игрушечных автомашин, катушки - в трубки, консервные крышки - в колеса и т. д.

Лоскут, марля, вата используются для изготовления мягких игрушек и одежды для них.

Для игрушек-самоделок выпускаются специальные заготовки, рассчитанные на детей разного возраста и на разную сложность работы.

Продаются несложные комплекты деталей «Сделай сам», из которых можно сделать носилки, тачку, санки или очень простую автомашину (для детей 5-7 лет), модели самолётов, яхт, коробчатые змеи и т. д. (для детей 8-15 лет).

Выпускаются наборы материалов, полуфабрикатов, деталей, заготовок, лаков, детских инструментов и приспособлений для игрушек-самоделок.

При изготовлении игрушек-самоделок дети, особенно на первых порах, нуждаются в помощи взрослых. Очень важно показать ребёнку приёмы работы с каждым новым материалом и инструментом, обеспечить безопасность этой работы, соблюдение ребёнком гигиенических правил.

Существуют игрушки, по содержанию или размерам специально рассчитанные на объединение детей в коллектив, среди них тематические наборы: «Школа», «Детский сад», «Зоопарк» и другие для детей 6-10 лет.

Детские игрушки

Многие игрушки создаются с целью эстетического воспитания детей. К ним относятся и разнообразные наборы кукол-бибабо (надевающихся на руку), марионеток, фигурок для настольного театра (плоскостных и объёмных), теневые театры.

С их помощью взрослые в живой, занимательной форме передают ребятам содержание детских сказок, пьес, рассказов.

Игры детей с театральной игрушкой развивают творческую фантазию, яркую, образную, выразительную речь.

Старшие дошкольники с помощью игрушек, кукол-бибабо показывают несложные сценки.

Дети 4-5 лет могут инсценировать простейшие короткие сказки, используя для этого настольные театры.

Широко известны наборы на темы сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» - для младших дошкольников; «Репка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кот и дрозд» - для средних и старших дошкольников.

Многие наборы интересны и для младших школьников.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста создаются наборы объёмных фигурок на темы сказок «Золотой ключик», «Приключения Чиполлино», а для малышей - театр мягких игрушек на темы сказок «Теремок», «Три медведя».

Детские игрушки

Несложные теневые театры, чёрно-белые и цветные, доступны и старшим дошкольникам и школьникам; управление марионетками - только старшим школьникам.

С целью эстетического воспитания создаются также музыкальные игрушки: органчики, погремушки, каталки, неваляшки с мелодичным звучанием - для детей от 6 месяцев до 3-4 лет.

Дети 7-12 лет могут играть на звучащих игрушках - инструментах (рожки, горны, пианино, гармонии, металлофоны и др.), развивающих музыкальный слух и музыкальные способности.

На эстетическое воспитание детей всех возрастов рассчитаны также декоративные игрушки [карнавальные принадлежности, ёлочные украшения (см.)].

Игрушки из небьющихся материалов позволяют дошкольникам принять участие в украшении новогодней ёлки.

Многочисленные мозаики из дерева, пластических масс, картона помогают детям освоить композицию узора, получить красивые цветовые сочетания, создавать орнаменты и узоры и по образцу и самостоятельно. 3-летние дети складывают узоры из крупных геометрических фигур - квадратов, треугольников; для детей 4-5 лет в игру вводится ромб.

Старшие дошкольники получают мозаику из разноцветных шариков. Младшим школьникам дают мозаики в 3-4 цвета, старшим - с полной гаммой цветов и оттенков.

Детские игрушки

Для физического воспитания детей предназначены так называемые спортивно-моторные игрушки.

Эти игрушки являются одним из средств развития у ребёнка движений, их координации, мускульной силы, ловкости, меткости, глазомера.

Игрушки типа бирюлек, «блошек» развивают мелкие мышцы рук старших дошкольников и младших школьников, что особенно важно для формирования навыков письма, рисования, черчения.

Среди таких игрушек популярны игры «Поймай рыбку» (для детей 3-4 лет), волчки (4-6 лет), «Будь ловким» (5-7 лет) и др.

Физическому развитию школьников способствуют игры в кегли (с 3 лет), городки (с 6 лет), крокет (с 7 лет), мяч, обруч (с 2 лет), серсо (с 7 лет), бадминтон, пастельный теннис (см.) и др.

В последнее время появились новые спортивно-моторные игрушки, развивающие у детей ритм в движении.

Многие настольные игры являются своего рода аттракционами: настольные городки, бильярды, тиры, игры с шариками (для детей от 5 лет), настольный волейбол, баскетбол, крокет (от 6 лет), футбол, хоккей (от 7 лет).