Наши дети от рождения до наших дней

Игрушка

Детские игрушки

С игрушек начинаются игры у малышей; игры школьников также в немалой мере зависят от тех игрушек, которыми они играют.

Игрушка должна отвечать определённым педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям: она должна развивать фантазию ребёнка, помогать ему освоиться в привлекательном для детей мире взрослых и действовать в игре, подражая им; формировать у ребёнка любовь к труду, интерес к технике, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус, побуждать ребёнка к творчеству.

Среди игрушек, помогающих развитию мышления, речи ребёнка, дающих ему представления, знания, умения и навыки, большое место занимают дидактические игрушки. Играя с ними, ребёнок учится распознавать предметы, различать форму, величину, цвет предметов, знакомится с количественными соотношениями, числом, цифрой, с пространственными понятиями и т.п.

К дидактическим игрушкам, например, принадлежат конусные башенки с одноцветными кольцами (для детей от 1,5 до 3 лет), с разноцветными кольцами (от 3 до 7 лет), различные «вкладыши» - мисочки, бочонки, шары, яйца (от 1,5 до 5 лет), матрёшки (от 1,5 до 6 лет), разборные игрушки на стержнях, на винтах и др.

Детские игрушки

Невозможно указать точный возраст детей, для которых предназначена та или иная дидактическая игрушка, так как игры с ними могут быть разной степени сложности.

Например, башенку с кольцами дают для разборки и сборки как ребёнку 1,5 лет, так и ребёнку 2-2,5 лет, но от него требуют уже названия цвета и определения разницы величин колец; ребёнок 3-3,5 лет может, играя с той же башенкой, последовательно подобрать и нанизать кольца от большого к меньшему и наоборот; 4-летнин ребёнок называет 3-4 цвета колец, определяет «меньше - больше», 5-летний уже указывает, какого по величине или цвету кольца не хватает, где оно должно быть помещено, 6—7-летний располагает их по нарастающей или убывающей интенсивности цвета и т.д.

Играя с «вкладышами», дети вначале механически вкладывают меньшие предметы в большие, на практике постигая соотношения величин, затем усваивают и понятия величины (большой - маленький), позднее подходят к сравнительным степеням и т.д.

Разборные дидактические игрушки - первые своеобразные конструкторы для маленьких детей. Сборка на стержне башенки, свинчивание частей бочонка, сопряжение на зажимах пирамидки-песочницы - задачи для детей разного возраста (от 1,5 до 5 лет).

Деревянные игрушки с винтовыми деталями предназначаются детям в возрасте 4,5-5 лет.

Образная игрушка

Всесторонне развивают, воспитывают детей так называемые образные игрушки. К ним относятся куклы (с одеждой, мебелью, утварью, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, элементы природы. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребёнка об окружающем мире, развиваются мышление, речь, а главное - воображение.

Кукла - одна из самых популярных игрушек. Девочек 1-2 лет обычно интересуют куклы с закрывающимися глазами, издающие звуки при поворачивании и такого размера, чтобы ими удобно было играть. У этих кукол может быть и неснимающаяся одежда.

Детские игрушки

Для детей 1-4 лет лучше приобретать «голышей» - целлулоидных или пластмассовых кукол без одежды, которых можно купать, завёртывать в пелёнки, одеяльца.

Для детей 3-5 лет выпускаются куклы больших размеров (35-50 см) с легко снимающейся одеждой и обувью, со сменами белья и одежды. Для игр с такими куклами имеются соответствующие по размерам мебель, посуда, коляски и т.д.

Куклы должны быть разнообразными, ибо дети различают «характер» весёлой или грустной куклы, дают им разные роли в игре.

Для общей игры 5-7-летним детям нужны куклы разных размеров - большие и маленькие (6-7 см); наиболее удобны для игр старших дошкольников куклы 20-35 см. «Умение говорить» для таких кукол уже необязательно, так как дети сами говорят за куклу.

Детские игрушки

Необязательна для таких кукол и снимающаяся одежда. Девочек младшего школьного возраста интересуют большие куклы (45-65 см), для этих кукол удобно шить, ухаживать за ними.

Мягкие игрушки-животные (мишки, котята, щенята) даются детям с 1-1,5 лет. Они участвуют в играх так же, как и куклы (ребёнок еще не дифференцирует действия игрушек в игре).

Для детей 1-3 лет наиболее удобны и гигиеничны резиновые и пластмассовые игрушки-животные, известные ребёнку но сказкам, картинкам, наблюдениям. С ними дети играют и во время прогулок (игры с песком, водой).

Для детей 5-7 лет интересны игрушки-животные, объединённые в комплексы - «стадо», «зоопарк», «Африка» и т. д.

Детские игрушки

Чем старше ребёнок, тем больше требований предъявляет он к сходству игрушки с натурой.

С трёхлетнего возраста дети начинают употреблять в играх с куклами игрушечные коляски, мебель, кухонную, чайную и столовую посуду и т. д.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста предпочитают действующие игрушки: стиральную машину и пылесос на микроэлектромоторе, освещаемый холодильник, зажигающуюся лампу и т. д.

Для игр с мелкими игрушками старшим дошкольникам и младшим школьникам требуются иногда и декорации. Нужны игрушки, отображающие жилище (комнаты разного назначения, заборчики, деревья, дворовые постройки), школу (парты, счёты и школьная доска) и пр.