Наши дети от рождения до наших дней

Уроки воспитания

Материнская школа

Материнской школой назвал основатель научной педагогики великий Ян Амос Коменский ту последовательность и сумму умений и знаний, которые получает ребенок в кругу семьи, в первое семилетие жизни, из рук и уст матери.

Но кажется, что этим точно найденным именем можно обозначить и нечто более широкое: целую человеческую жизнь длящийся курс обучения, который преподают никогда не теряющие веры в нас, неустающие наставники - материнское сердце, разум, слово.

Их уроки - без расписания и перемен, без выходных и каникул. И никакая, пусть самая обширная программа не охватит, не опишет всего, чему научила нас материнская школа.

В ее классах - и те, кто и на ноги-то еще не встал, и те,, кто давно уже идет по жизни на своих ногах; никогда не станут лишними материнские уроки. И обращаясь к ним уже во взрослые годы, мы словно возвращаемся к начальной поре нашей жизни, припоминаем давние, первые... Сколько их было потом...

А все же, если попытаться понять, чем же важнейшим каждый из нас обязан материнской школе, обозначится, один существеннее другого, целый ряд «предметов», которые осваивали мы (всегда ли прилежно? всегда ли успешно?) в классе без парт и звонка.

... И первыми уроками были уроки любви.

«О матерях можно рассказывать бесконечно», - сказал когда-то М. Горький.

И действительно, ни о чем на этой земле не говорилось нежнее и благодарнее, чем о материнской любви. Но прислушаемся: ведь это сыновние, дочерние слова, а сама она меньше всех о себе говорит.

Немногоречива она, истинная материнская любовь, и лишь в самые трудные, крайние минуты заявляет о себе вслух и на людях; а на остальное время главные ее слова — это ее дела, ее заботы.

С материнской заботы и начинается этот урок любви. Да что говорить - сама наша жизнь с нее начинается!

Да, первое наше осознание себя в жизни — это ощущение материнской заботы. И чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь для ребенка, тем шире круг этих забот. Весь мир ребенок в эту раннюю пору получает из рук матери; а каким он увидит его - определяет ее сердце, ее любовь. Определяет - и учит.

Учит ребенка понимать любовь как добро, как поступок и жизнь для блага другого. Сначала этот другой для него - только он сам. Но постепенно ребенок научается видеть и весь круг соединяющих семью дел, естественность взаимной помощи и опеки.

В его жизнь входят друзья - уже в первых отношениях с ними сказывается характер материнских уроков, воплощается в дружелюбие, сотрудничество, готовность помогать и уступать. И далее - если точны были эти уроки - в любое из человеческих сообществ, от детсадовской группы до рабочей бригады, подрастающий человек вступит с этой жаждой деятельного добра.

И так же, как будет расти и наполняться все более значительным социальным смыслом это чувство, будет крепнуть и другое, которое мы назвали бы «чувством расширяющегося родства». От сердечной соединенности матери и ребенка до глубокой сыновней преданности матери-Родине - таков путь этого чувства.

О том, сколь тесно взаимосвязаны начальное и вершинное его воплощение, знали издавна; вспомним хотя бы Ушинского: «Одна у человека родная мать - одна у него и Родина...» Но, единые в своих истоках, они сходны и в выражении своем - не в словах, а в делах, не в увереньях, а в заботах.

Конечно, сегодня ребенок, как и вчера (да и когда было иначе?), вступает отнюдь не в идиллический мир. Если материнская любовь дана ему наперед и навсегда, то добрые чувства людей, с которыми его сведет жизнь, надо еще заслужить, завоевать, укрепить. Более того - он должен быть готов и к тому, что его собственные добрые намерения и действия могут быть не поняты или превратно истолкованы, встретят недоверие или насмешку.

И к этому должны подготовить его материнские уроки; но от одного его надо непременно остеречь: от мысли, что можно жить лишь для себя и собою.

Истинная любовь учит прежде всего пониманию. И вот такое сердечное понимание той непростой истины, что эгоизм, собственничество, зависть - чувства только разрушающие, разрушающие раньше всего самого человека, который им подчинится, - лучшая гарантия нравственной стойкости и цельности.

Одновременно придет и понимание, что созидают, двигают человека вперед лишь чувства добрые - любовь к людям, любовь к знанию, любовь к труду.

Уроки труда. Общепризнано: одна из первейших и основополагающих воспитательных задач - создать у ребенка убежденность, что все и в мире, и в нем самом создается и дается трудом. Но что же, как не материнская школа, вернее и самоочевиднее сможет ему это открыть?

Впечатления материнского труда, его чудесности и всемогущества, его преобразующей силы едва ли не первые, что приходят к ребенку. Вот в ее руках родилась замечательная, никогда им не виданная игрушка...

Вот хлопочет она у плиты, и, значит, вскоре ждет его что-то необыкновенно вкусное... Вот новая рубашка, которую она сшила, кофточка, которую связала...

Но уже в эту, первую пору жизни, на начальных ступенях воспитания, важно, чтобы это ощущение созидающего труда не замкнулось для ребенка накоротке: «Мама - для меня...»

Уже и здесь есть возможность открыть ему, что в труде соединяются усилия многих людей, показать труд как сотрудничество, как человеческое единение, в котором для каждого - и для него, маленького, тоже - есть свое место и возможность участия.

Радостное ощущение: «Я знаю!», «Я умею!», дающее основу любому творчеству, рождается именно в материнской школе.

Здесь же узнает ребенок и оценку труда - старательного или небрежного, плодотворного или напрасного. Учится понимать, как зависит каждый из нас от труда многих и многих людей - и что от его несложного труда тоже кое-что уже зависит - порядок среди игрушек, и настроение мамы, и мир в доме...

Сумеет он понять (поможем же ему в этом!), что труд не только старание и награда за него, но и ответственность.

Уроки ответственности. Когда же их начинать? Есть ли для них поле в первые годы жизни ребенка и за что он может отвечать? Прежде всего - за себя.

Если мы соглашаемся, что и его любовь, отзывающаяся на материнскую, должна быть деятельной, найдется место и для ответственности.

Способность видеть, как твои поступки действуют на окружающих, способность считаться с ними, находить общий язык и уступать - этому мы учимся всю жизнь.

Ответственность - словно электрическая дуга, соединяющая любовь и труд, создающая нравственное «силовое поле» личности.

Я отвечаю, потому что не могу быть равнодушным, потому что внутренне, сердечно связан с тем, за что принимаю ответственность.

И - я отвечаю, потому что умею, потому что могу это сделать. Не сложившись в пределах семьи, это чувство едва ли станет прочным в человеке. Но и в этих пределах оно не может замкнуться. И вот важнейший материнский урок - открыть ребенку эту беспредельность, подвести его к той точке жизни, откуда «далеко станет видно во все концы света...» И сказать: «Иди, сынок...»

О каких еще материнских уроках мы не упомянули? Да не перечесть! И о том, что рождает в детском сердце чувство прекрасного... И о часах единения с тем, «что живет и растет»...

Не выдает аттестатов и дипломов материнская школа, не ставит отметок. Но остается от нее свидетельство - значимее и важнее любых дипломов и наград. Сухомлинский писал: «Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать...»

По материалам журнала "Семья и школа"

Журнал «Здоровье»

Здоровье

Резус положительные. Резус отрицательные

«Анализы показали, что у меня в крови есть резус-фактор. Скажите, это опасно для ребенка?» — в глазах беременной женщины застыли тревога и ожидание.

Нет, совсем неопасно. Напротив, это прекрасно! Ибо в данном случае никогда, никогда не возникнет резус-конфликт между матерью и тем, кого она носит под сердцем.

Другое дело, когда в крови женщины нет резус-фактора, а в крови ее будущего ребенка он есть. Вот тогда положение осложняется. Почему? Попробуем разобраться.

Начнем с того, что резус-фактор — это один из белков крови (о некоторых из них — А и В — было рассказано в статье «Родная кровь» в «Здоровье» № 5 за 1991 год). И открыл его в 1940 году тот же Карл Ландштейнер, которому четырьмя десятилетиями раньше удалось блестяще разделить кровь всего человечества на четыре основные группы. Подробнее >>>

Проблемы генетики — проблемы жизни